Произошла неизвестная ошибка.
Обновите страницу и попробуйте заново!
Ещё до начала войны с Советским Союзом в планы немецкого руководства входило тотальное подчинение экономики СССР своим нуждам. Среди мер по захвату народного хозяйства важная роль отводилась разработке специальных оккупационных денег, которым суждено было полностью вытеснить рубль. Главным образом это касалось Украинской республики, выбранной плацдармом для дальнейшего захвата всей территории СССР.
Изначально планировалось выпустить в обращение рубли и червонцы с надписями на русском языке. Но, в итоге, Третий Рейх так и не утвердил печать этих денег, потому что на оккупированных территориях не должно было остаться ничего русского.
На занятых немцами территориях СССР были выпущены оккупационные марки -"имперские кредитные билеты". Так называемые «деньги вторжения», выдавались непосредственно военным для использования на захваченных землях. После установления немецкой власти эти денежные знаки могли по-прежнему законно использоваться наряду с местной валютой. Коренное население принимало новые деньги "в штыки", в первую очередь потому, что их курс был завышен в несколько раз - десять рублей за марку, учитывая, что до войны одна рейхсмарка официально оценивалась всего в два рубля. Таким образом, избавиться от рубля не получалось, и население тайно продолжало пользоваться советскими деньгами.
Немецкому командованию было необходимо как-то разрешить сложившуюся ситуацию, поэтому для этих целей был основан Центральный эмиссионный банк Украины в городе Ровно, и принято решение о введении в обращение новой национальной валюты "карбованца".
После выпуска карбованцев все украинские жители были обязаны обменять советские рубли достоинством от пяти и выше на ровенские карбованцы. Сделать это требовалось до 25 июля 1942 года. При этом один и три рубля, как и разменные монеты не изымались, несмотря на то, что на трёхрублевой банкноте были изображёны вражеские красноармейцы. Обмен производился из расчета 1 рубль за 1 карбованец. Суммы, превышающие двести рублей оформлялись как "беспроцентный банковский вклад", и человеку выдавалась расписка. Конечно, значительная часть населения предпочла сохранить советские деньги, ведь многие считали немецкую власть временной.
Немцы угодили в крайне неприятную ситуацию: невзирая на навязывание оккупационных марок и карбованцев, жители на базарах по-прежнему тайно торговали за рубли, хоть это было запрещено, и полиция жестко расправлялась с "валютчиками".
Уже в 1943 году, после судьбоносной Сталинградской битвы, курс оккупационных денег обвалился аж в три раза. Это привело к тому, что во многих оккупированных областях, например, в Псковской, Смоленской, Винницкой, немцам приходилось выплачивать русским и украинским коллаборационистам зарплату...советскими рублями, потому что марки и карбованцы попросту отказывались брать. Более того, в Харькове немецкое военное руководство вообще вынуждено было разрешить свободное хождение советских денег.
Мало кто знает, что после ухудшения положения Германии на фронтах, в обращении стали появляться денежные знаки госбанка СССР с немецкими надпечатками.
Такими деньгами на оккупированных территориях выплачивали зарплаты "Хильфсполицай" - вспомогательной полиции, в которой работали местные жители. Надпечатки делались для того, чтобы не допустить накопление и использование данных банкнот на Советской территории. Немцы опасались денежных спекуляций, которые широко развернулись после поражения под Курском и Сталинградом.
Печати принадлежали территориальным отделам военных и полицейских органов на территориях оккупированных Украины и Белоруссии. По форме они полностью повторяли имперскую печать Третьего рейха, на которой изображен орел со свастикой в когтях.
Рубли с фашистскими надпечатками были в обращении менее года, с августа 1943-го до лета 1944-го, когда вся территория СССР была освобождена. После восстановления Советской власти денежные знаки со свастикой были практически полностью уничтожены силами НКВД. Местное население, опасавшееся обвинений в сотрудничестве с врагом, тоже поспешило избавиться от дискредитирующих рублей как можно скорее.
В настоящее время найти рубли с немецкими надпечатками практически невозможно, встречаются они крайне редко, а счастливые обладатели подобных купюр не спешат с ними расставаться. Тем не менее многие бонисты не теряют надежды все-таки пополнить свою коллекцию таким уникальным экземпляром.